г. Москва,
Большая Филевская, 2
1919

Учреждение городской Станции скорой помощи

В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах.

В распоряжении Станции был выделен всего один санитарный автомобиль. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов.

15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.


Первый гараж скорой помощи

Автомобиль СМП Мосздравотдела

1920-е

Начало развития

В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

В первые годы существования Станция скорой медицинской помощи имела исключительно машины иностранных марок. Все они были изношены. В 1925 году было закуплено пять санитарных машин Мерседес 15/70/100 PS (Тур 400), через год еще три, затем санитарные автомобили марок Рено и Фиат.


Автомобиль скорой помощи Мерседес на выезде

К концу 1920-х годов Станция постепенно переходила на машины отечественных марок. В Мосздравотделе в то время насчитывалось уже 20 санитарных машин АМО.

На Станции круглосуточно дежурило 2-3 автомобиля. За год каждый из них совершал в среднем по 3,5-4 тысячи выездов.
1930-е

Открытие подстанций и расширение автопарка

В 1930-м году на территории 1-й Градской больницы была открыта первая подстанция скорой помощи. В последующие годы было открыто еще несколько подстанций.


4-я подстанция Скорой помощи на Брянской улице

Отечественная автомобильная промышленность в части сборки санитарного транспорта также получила большое развитие в этот период. Помимо уже выпускаемых в серийном производстве автомобилей АМО, было запущено проектирование и производство машин скорой помощи на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), Московском автосборочном заводе имени (КИМ) и Заводе им. Лихачева (ЗИЛ).

В 1930-е годы в стране было выпущено несколько тысяч автомобилей санитарного транспорта различных модификаций и назначения.


Санитарный автомобиль на базе АМО-Ф-15

Санитарный автомобиль на базе ГАЗ-А

Санитарный фургон Горэвакопункта ГАЗ-АА/ММ

Санитарный автомобиль на базе лимузина ЗиС-101

В связи с этими улучшениями резко увеличился оборот машин в Москве. Автомобили скорой помощи появлялись на месте происшествия через 5-10 минут после вызова, в то время как раньше на это требовалось 20-30 минут и более.

Население города положительно оценивало расширение автопарка и открытие подстанций скорой помощи, ведь неважно, откуда выходила машина, главное, чтобы она прибывала быстро.
1940-е

Военные и послевоенные годы

В 1940 году количество подстанций скорой помощи в Москве достигло семи, включая центральную подстанцию.

В 1941 году предполагалось построить еще 2 подстанции, но планы были сорваны - началась Великая Отечественная война. К началу войны станция, вследствие блестяще организованной работы оказалась готовой к внезапно усложнившейся обстановке.

Сотрудники работали по двое-трое суток. Работники оперативного отдела по нескольку раз спускались в бомбоубежище, но Скорая ни на минуту не прекращала своей работы. Люди самоотверженно героически выполняли свой долг.

В 1944 году Станция Скорой помощи отметила свое 25-летие.

В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стала ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта.

Машина обладала хорошей амортизационной системой и обеспечивала быструю, атравматичную транспортировку.


ЗиС-110А у 1-й Градской Больницы

Занятия бригад в 1-м Коптельском переулке

1950-е

Возобновление развития

В 1950-х годах было возобновлено проектирование и строительство новых подстанций скорой помощи.

В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

В 1957 году организовано введение двухсторонней радиосвязи выездных бригад с оперативным отделом, что значительно повысило эффективность и скорость реагирования.

В автопарке Станции скорой помощи также произошли позитивные изменения и на помощь ЗИСам пришли санитарные машины ГАЗ-12Б ЗИМ Горьковского автомобильного завода, которые можно было увидеть на улицах города уже с середины 1950-х годов.


Санитарный автомобиль ГАЗ-12Б ЗИМ

Загрузка носилок в ГАЗ-12Б ЗИМ
1960-е

Новые стандарты скорой медицинской помощи

В 1960-е годы помимо увеличения количества московских подстанций, были организованы специализированные бригады скорой помощи - кардиологическая, противошоковая, токсикологическая, неврологическая, педиатрическая, расширилось сотрудничество с ведущими клиниками Москвы и проведение совместной научной работы.

В 1962 году – врачом СМП А.В. Сергеевым и инженером Б.П. Горским сконструирован портативный аппарат ингаляционного наркоза для скорой помощи АН-8. В 60-е годы Старший фельдшер подстанции № 2 В.А. Косенков сконструировал медицинский ящик использующейся на оснащении бригад скорой более 30 лет.

Новое медицинское оборудование, используемое врачами на выездах скорой помощи требовало увеличения пространства в автомобиле, поэтому с начала 60-х годов в распоряжение Станции начали поступать новые санитарные автомобили ГАЗ-22Д и РАФ‑977И, которые будут широко распространены в следующее десятилетие.

Помимо обновления автомобилей СМП, в автопарк московской скорой были введены первые реанимобили ГЗА-651, оснащенные всем необходимым для проведения полноценных реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу, а также специализированная машина СМП ЗИЛ-118А "Юность", которая обслуживала номенклатуру ЦК КПСС и Совмина.


Санитарный автомобиль ГАЗ-22Д

Санитарный автомобиль РАФ‑977И

Реанимобиль ГЗА-651

Специализированная СМП ЗИЛ-118А "Юность"

1970-е

Обновление парка автомобилей

1975 год - приказом Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома № 294 от 10.06.1975 Станции присвоено наименование «Станция скорой и неотложной медицинской помощи»

1978 год – построено и введено в эксплуатацию здание Центрального административного корпуса Станции по адресу:  1-й Коптельский переулок, д.3

Успех советского автомобилестроения в 1970-х годах сложно недооценить, ведь в этот период были созданы два самых массовых в производстве санитарных автомобиля - обновленный РАФ-22031 и ГАЗ-24-03 "Волга". 

Машины оказались настолько комфортными и надежными для своего времени, что их продолжали выпускать в различных модификациях на протяжении двадцати лет. Их можно было встретить практически в любом городе страны. Конечно же и на московской Станции скорой помощи эти автомобили составили основную часть автопарка.


Автомобиль СМП РАФ-22031
Санитарный автомобиль ГАЗ-24-03 "Волга"

1980-е

Улучшение организационной работы скорой помощи

80-е годы в жизни столичной Станции скорой помощи были посвящены улучшению организационных моментов, укреплению диспетчерской службы, оперативного отдела, вводом новых должностей.

Укрупнялись отделы связи, технического обслуживания. Создана службы ремонта.

В 1982 году решением исполкома Моссовета автобаза Станции скорой медицинской помощи была преобразована в Автокомбинат «Мосавтосантранс».
1990-е

Большие перемены

В 90-е годы начато невероятное по темпам строительство и ввод в эксплуатацию типовых подстанций скорой медицинской помощи.

Было открыто двадцать четыре подстанции: 5-я, 7-я, 8-я, 11-я, 13-я, 15-я, 20-я, 24-я, 25-я, 26-я, 27-я, 30-я, 40-я, 41-я, 42-я, 43-я, 44-я, 48-я, 49-я, 50-я, 51-я, 52-я, 53-я и 54-я.

Однако, с санитарными автомобилями в начале десятилетия вырисовывалась менее оптимистичная картина. С введением в России нового свода таможенных правил, приравнивающих продукцию латвийского завода РАФ к импортной, существенно осложнилась закупка выпускаемых им медицинских автомобилей для нужд отечественного здравоохранения.

И хотя запчасти для РАФов выпускались на Горьковском автозаводе, находящиеся на службе скорой помощи санитарные автомобили вследствие каждодневной эксплуатации вырабатывали свой ресурс полностью, а заменить их было нечем.

Практически все автомобильные заводы в середине 90-х годов пробовали создать автомобиль скорой помощи на базе УАЗ-3962, АЗЛК-2901 и даже пятидверной "Нивы", но увы все эти автомобили не могли выступить полноценной заменой «рафика».

Зато эту важную миссию смогла выполнить «Газель», на базе которой была создана соответствующая модификация. История повторилась: первым массовым санитарным автомобилем была горьковская «полуторка» ГАЗ-55, а на стыке веков именно ГАЗ-32214 стал так называемой линейной машиной, то есть основным служебным транспортом медиков.


Санитарный автомобиль ГАЗ-32214
2000-е

Обновление автопарка и улучшение взаимодействия

В 2000-х годах в московской скорой произошли качественные изменения - внедрена система автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления, которая позволила улучшить взаимодействие между бригадами и сократить время прибытия на место происшествия.

Также организованы посты скорой медицинской помощи на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) и наиболее аварийно-опасных участках магистралей города Москвы.

Автокомбинат получил в распоряжение новые модификации санитарных машин на базе автомобиля ГАЗ-2752 "Соболь", в том числе и реанимобили, оснащенные всем необходимым оборудованием, а также партию импортных автомобилей различного назначения.


Автомобиль СМП на базе ГАЗ-2752 "Соболь"

Реанимация на базе автомобиля ГАЗ-2752 "Соболь"

2010-е

Самая быстрая Скорая Помощь в мире

В 2010-х годах автопарк Предприятия пополнялся не только новыми моделями санитарных автомобилей ГАЗ, но и машинами импортного производства.

Эти машины помогли московским врачам стать самыми быстрыми в мире. Еще в 2010 году средняя скорость прибытия скорой в Москве составляла 12,8 минуты. После обновления автопарка к концу десятилетия, на экстренные вызовы московская скорая прибывает за 10 минут, а на ДТП - за 8 минут.

Организация пространства в реанимобилях вышла на новый уровень, в нем учтены все пожелания врачей. Реанимобиль теперь напоминает мобильный медкабинет-конструктор.


Импортные автомобили СМП

Оборудование реанимобиля

2024

Наши дни

В настоящее время Автокомбинат обеспечивает столичное здравоохранение медицинским транспортом, поддерживая высокий уровень и работоспособность подвижного состава, производит качественное техническое обслуживание и ремонт автотранспорта с соблюдением всех действующих норм.


Современные санитарные автомобили

Современные санитарные автомобили

Современные санитарные автомобили

Оборудование реанимобиля

Автопарк Предприятия насчитывает более 2 500 автомобилей различного назначения, из которых более 1 600 автомобилей скорой медицинской помощи.

Ежедневно около 1000 автомобилей скорой медицинской помощи выходят на линию для работы с врачебными бригадами.

В октябре 2024 года ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» исполняется 105 лет.